Горячая линия + 7(3842) 900 965

Личный интерес. Киберпреступления, совершаемые несовершеннолетними: проблемы расследования

В статье представлена статистика киберпреступлений и примеры несовершеннолетних киберпреступников. Проанализированы некоторые особенности расследования киберпреступлений несовершеннолетних. По результатам исследования выработаны предложения, способствующие решению существующих проблем.

Преступления, совершаемые с использованием научно-технических средств и Интернета, стали достаточно распространенными в современном столетии. С каждым годом такие деяния становятся все более новыми, усовершенствованными, приносящими наибольший вред обществу. В связи с этим возникают сложности в расследовании подобных преступлений, выявлении личности преступников, установлении их IP-адресов и иных данных, необходимых для следствия. Кроме того, следует отметить рост количества киберпреступников, не достигших 18-летнего возраста, что помимо прочих проблем расследования осложняет определение как непосредственно виновного лица, так и наказания за содеянное.

Указанные проблемы актуализируют исследования, посвященные анализу киберпреступлений, совершаемых несовершеннолетними, и особенностям расследования данного вида преступлений.

Согласно статистическим сведениям в январе — декабре 2019 г. количество киберпреступлений составило 294,2 тыс., причем половина из них являются тяжкими и особо тяжкими. Если сравнивать с данными 2018 г., выходит, что рост произошел на 149%. При этом статистика МВД показывает, что увеличивается количество преступлений, совершаемых через Интернет, с использованием банковских карт, а также мобильных телефонов.

Анализ преступлений в сети Интернет, проведенный лабораторией компьютерной криминалистики компании Group-IB, показал, что самым популярным видом кибермошенничества в России является фишинг, то есть желание с целью наживы овладеть конфиденциальными данными пользователей. Для этого мошенники могут, например, рассылать в соцсетях информацию от имени друзей жертвы с просьбой о помощи, звонить от имени сотрудников банка и запугивать угрозой блокировки карты и т.д.

Отдельно в анализе статистики киберпреступлений следует отметить увеличение числа несовершеннолетних киберпреступников. Данные по истории развития компьютерных угроз, представленные «Лабораторией Касперского», показывают, что раньше киберпреступления в основном совершались уже совершеннолетними гражданами. Как утверждает данная лаборатория, программы-вирусы создавали в основном студенты, но этим иногда занимались даже программисты постарше.

Сегодня многие дети уже с 14-летнего возраста имеют особые навыки и технические возможности для совершения разного рода киберпреступлений, что говорит о новых свойствах современной преступности с участием несовершеннолетних.

Так, 10% киберпреступников в мире — это несовершеннолетние в возрасте от 14 до 15 лет, а 90% киберпреступлений и хакерских атак совершается людьми в возрасте до 20 лет. Подобные исследования проводились Сбербанком и были заявлены зампредом правления Сбербанка Станиславом Кузнецовым. Отсюда следует вывод о том, что киберпреступность молодеет. Этому способствует возможность вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность через Интернет, деструктивные молодежные движения и т.д.

Такого же мнения придерживаются и зарубежные специалисты. Например, по утверждению Грэхама Клали, являющегося экспертом по кибербезопасности компании Sophos, хакерские группы пользуются социальными сетями специально для вовлечения новых членов и рассказов о своей деятельности.

Интересны также результаты исследования криминалистов Мичиганского университета, изучавших учеников школ. Исследователями было установлено, что несовершеннолетние, среди друзей которых имеются киберпреступники, имеют большой процент вероятности также стать участниками киберпреступлений. В качестве примера несовершеннолетнего преступника в компьютерной сфере отметим следующий. В Финляндии хакер Джулиус Кивимаки, которому было всего 17 лет, был признан виновным в совершении 50 700 киберпреступлений. Причем газета Финляндии Kaleva сообщала, что данный хакер совершал киберправонарушения с 15 лет. Следовательно, несовершеннолетние киберпреступники способны нанести большой вред не только конкретному человеку или организации, но и государственной безопасности.

Следует отметить, что первые киберпреступления были нацелены на то, чтобы как можно шире распространить свой опасный продукт и показать другим свои возможности. В настоящее время хакеры-взломщики нацелены на получение незаконной финансовой прибыли, и их действия устремлены уже на конкретные предприятия, учреждения, фирмы или на отдельных граждан.

Как один из вариантов решения проблемы киберпреступности несовершеннолетних криминалисты Мичиганского университета предложили необходимость участия родителей в жизни детей, они должны проверять круг общения детей, отслеживать их активность в Интернете.

Кроме того, законодателями многих западноевропейских стран, а также США в связи с высоким ростом несовершеннолетних киберпреступников предусмотрена уголовная ответственность в некоторых случаях уже с 14-летнего возраста.

Соглашаясь с отмеченными превентивными мерами, считаем, что, несомненно, здесь требуются новые формы и методы не только расследования, но и противодействия такому роду преступности, одним из которых можно назвать уменьшение возраста уголовной ответственности за некоторые виды компьютерных преступлений, затрагивающих большое количество людей, а тем более государство.

Необходимо отметить, что многие преступления, совершаемые несовершеннолетними преступниками-гениями, могут оставаться нераскрытыми либо требуют нескольких лет для установления всех фактов и обстоятельств содеянного. Наблюдение за подозреваемым может проводиться годами, чтобы собрать достаточное количество информации, подтверждающей подозрения следствия и обвинения.

Характерно, что киберпреступления несовершеннолетних отличаются активными действиями с целью скорейшего достижения преступного результата. Но при совершении преступления многое зависит от возраста, умственного и физического развития подростка, небольшого жизненного опыта, а также материальных возможностей.

Так как несовершеннолетние являются особой категорией преступников, не менее важным вопросом в данном случае остается расследование преступлений с их участием. Причем до сих пор нет единой сформировавшейся практики расследования таких преступлений и применения наказания к киберпреступникам.

В качестве основных проблем расследования киберпреступлений несовершеннолетних следует выделить процесс проведения следственных действий, в частности: осмотр места происшествия, обыск, выемку электронной информации у поставщика услуг, допрос подозреваемых и обвиняемых, следственный эксперимент, назначение судебных экспертиз.

Интересно, что у следователя возникают на практике вопросы при производстве, например, осмотра места происшествия, так как это виртуальный, а не реальный мир. В данном случае место совершения преступления представляет собой сложную систему киберпространства. При этом процесс поиска необходимой информации значительно осложняется благодаря скрытности данных деяний, которая достигается, например, при работе на чужих компьютерах, в частности в интернет-кафе. В данном случае не каждый специалист способен распознавать кибернетическое пространство и обнаруживать виртуальные следы. Для выполнения такой работы необходимы соответствующие знания, специальное аппаратное и программное обеспечение.

При проведении следственного эксперимента также могут возникать сложности, так как виртуальное пространство не позволяет полностью совершить данные действия, хотя и предоставляет большое количество важной информации в виде IP-адресов, переписки, кодировок, программ и прочего. Процесс изъятия информации для подобных целей образует много вопросов, одними из которых являются, например, тайна переписки, банковская тайна, тайна личной жизни. Проблемы могут возникнуть и в связи с передачей (транспортировкой) подобной информации и представлением ее для экспертизы, составлением протокола. Особенно такие проблемы могут возникнуть при проведении действий в отношении несовершеннолетнего, когда требуется решение ряда дополнительных задач, в том числе привлечение родителей, органов опеки и попечительства.

До сих пор возникают проблемы с изъятием из мессенджеров важной для следствия информации, ее выемкой и осмотром. Так как, несмотря на то что с 2016 г. ст. 185 УПК РФ дополнена ч. 7 об электронных или иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, УПК РФ не содержит конкретного порядка изъятия электронной переписки и ссылки на это, в связи с чем могут возникнуть трудности в момент приобщения полученных сведений к материалам уголовного дела, их оглашения, что может послужить нарушением личных прав подозреваемого, обвиняемого.

При этом не только документы, предметы и ценности могут нести в себе необходимую для следствия информацию, но и информация, которая может быть использована в качестве средства совершения киберпреступления и являться доказательством по уголовному делу. В связи с этим требуется и особый процессуальный порядок изъятия информации из сети Интернет и ее сервисов: социальных сетей, мессенджеров и иных информационных ресурсов.

При назначении компьютерно-технической экспертизы у следователей, не имеющих специальных знаний в области информационных технологий, вызывает трудности постановка специфичных вопросов эксперту, а не все следователи, к сожалению, обладают такими знаниями.

Разумно согласиться, что в такой ситуации целесообразно было бы использовать автоматизированную систему, которая по введенным в нее данным о совершенном киберпреступлении предлагала возможные варианты указанного события. Поэтому для повышения компетентности следователей и экспертов-криминалистов в области информационно-коммуникационных технологий необходимо регулярно повышать их квалификацию с помощью специальных курсов, на которых также должны изучаться новые прогрессивные методики расследования киберпреступлений, особенно совершенных подростками <10>.

Таким образом, очевидно, что киберпреступления несовершеннолетних и их расследование являются на сегодняшний день актуальной проблемой. При расследовании данного вида преступлений возникает много трудностей. В качестве негативных причин следует выделить специфические особенности несовершеннолетних преступников, отсутствие методик расследования киберпреступлений и необходимых норм процессуального права, регулирующих действия участников процесса расследования, а также порой и недостаточный уровень подготовки следователей.

Считаем, что в связи с наличием соответствующих проблем их решение возможно лишь при комплексном сочетании следующих мероприятий:

  1. Закрепить минимальный возраст уголовной ответственности киберпреступников в зависимости от тяжести и социального масштаба совершенного преступления с 14 лет.
  2. Закрепить процессуальный порядок обыска, изъятия и представления в качестве доказательств материалов из сети Интернет и ее сервисов: социальных сетей, мессенджеров, а также иных информационных ресурсов. Особо обратить внимание на проведение данных действий в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в киберпреступлении.
  3. Разработать и создать методику процесса расследования киберпреступлений, в которой необходимо учесть психологические и процессуальные особенности работы с несовершеннолетними, указав акцентирующие моменты и дополнительные возможности проведения следственных действий.
  4. Ввести предлагаемую в других странах Программу родительского контроля, включающую ограничение доступа ребенка в Интернет на определенные сайты и контенты, а также меры психологического надзора.

Документ: Статья: Киберпреступления, совершаемые несовершеннолетними: проблемы расследования (Глазатова С.В., Бурцева Е.В., Медведева С.В.) («Российский следователь», 2021, N 2) {КонсультантПлюс}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

    Заказать звонок



    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

      Я даю согласие на обработку персональных данных