Горячая линия + 7(3842) 900 965

Личный интерес. Как жизнь превращается в ад

Представьте: в вашу квартиру несколько крепких парней взламывают входную дверь и собираются здесь поселиться!

Абсурд? Нет. Именно так и происходило во многих московских квартирах.

Охотники за квадратными метрами действуют нагло и агрессивно. Все начинается с кредита под залог недвижимости. А после в квартире появляются так называемые профессиональные соседи, которые превращают жизнь людей в настоящий кошмар. И все для того, чтобы заставить их продать свою жилплощадь. Почти все жертвы риелтора Доценко оформляли кредит под залог недвижимости в компании «Инвест Холдинг». Деньги там выдавали на время, а вот доли в квартирах забирали навсегда. Схема известная. Среди прочих документов подсовывали договор дарения или продажи. Потом фирма исчезла.

Охотники за квадратными метрами действуют нагло и агрессивно. Все начинается с кредита под залог недвижимости. А после в квартире появляются так называемые профессиональные соседи, которые превращают жизнь людей в настоящий кошмар. И все для того, чтобы заставить их продать свою жилплощадь. Почти все жертвы риелтора Доценко оформляли кредит под залог недвижимости в компании «Инвест Холдинг». Деньги там выдавали на время, а вот доли в квартирах забирали навсегда. Схема известная. Среди прочих документов подсовывали договор дарения или продажи. Потом фирма исчезла.

Три года «Вести» следили за этими историями, рассказывали обо всех попытках захвата квартир Доценко и компанией. И вот преступники схвачены и, сидя на скамье подсудимых за решеткой в зале суда, ссорятся друг с другом:

— Первый раз этого человека вижу, как я мог с ним оказаться? У меня высшее юридическое образование, я работал следователем, я во многих подразделениях работал.

Сегодняшние переживания когда-то бесстрашных квартирных рейдеров можно понять. Каждому из них грозит до 10 лет тюрьмы <2>.

В Черемушкинском районном суде г. Москвы в настоящее время судья Филимонов Е.В. рассматривает дело N 01-0489/2020 <3> по обвинению Доценко и компании в рейдерских захватах квартир москвичей.

Подробнее об инкриминируемых обвинением статьях:

— Доценко П.В. (ст. 163, ч. 3, пп. а, б; ст. 159, ч. 4);

— Махмудов Ш.Н. (ст. 163, ч. 3, пп. а, б);

— Носова О.Х. (ст. 163, ч. 3, пп. а, б; ст. 159, ч. 4);

— Федас Э.М. (ст. 159, ч. 4; ст. 163, ч. 3, пп. а, б; ст. 159, ч. 4).

В отношении главного действующего лица — Доценко (который так лихо захватывал себе по 1 метру в каждой квартире) обвинение строится на ст. 163, ч. 3, пп. а и б, ст. 159, ч. 4.

Посмотрим внимательно на санкции норм. Что примерно ждет квартирного рейдера?

Статья 163, ч. 3, пп. а и б: вымогательство, совершенное организованной группой, в целях получения имущества в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статья 159, ч. 4, предусматривает уголовную ответственность за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. Это деяние наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Весомые сроки, подумают многие. И даже понадеются на торжество справедливости, если Доценко и К. отправят за решетку лет на десять.

Тем более что ст. 6 УК РФ декларирует, что наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Как красиво, справедливо и жизнеутверждающе написано.

Интересно, а какие же реальные сроки дают мошенникам, занимающимся квартирным рейдерством?

А вот тут, увы, многих жаждущих справедливости ждет некоторое разочарование. Если доказать удастся только мошенничество, то все страхи и «адская» жизнь с момента рейдерского налета на квартиру до вынесения приговора могут «стоить» квартирному рейдеру — профессиональному соседу… всего лишь пары лет несвободы. Причем в колонии-поселении.

Пример из практики. По приговору Центрального районного суда г. Тулы от 24.01.2019 К., ранее не судимый, был осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в колонии-поселении. Однако после жалобы и это пустячное наказание было смягчено до 1 года 9 месяцев лишения свободы (см. Постановление Президиума Тульского областного суда от 12.11.2019 N 44у-118/2019 <4>).

Справочно:

Согласно ст. 129 УИК РФ, осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии. В часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения на территории колонии-поселения, с разрешения администрации могут передвигаться вне территории колонии без надзора. Осужденным может быть разрешено проживание со своими семьями не только на территории колонии-поселения, но и вне ее. Они могут иметь при себе деньги, пользоваться обычной одеждой и т.д.

Неплохое наказание, не правда ли? Чем-то похоже на недавнюю самоизоляцию во всех регионах России. То же ограничение передвижения, но, правда, вне какого-либо уголовного наказания.

Но если мошенничество было сопряжено с вымогательством (тяжкое преступление), то сроки уже могут быть весьма весомыми.

Пример из практики. По приговору Видновского городского суда Московской области от 06.07.2015 Н., ранее не судимый, был осужден: по п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ на 7 лет лишения свободы; по ч. 4 ст. 159 УК РФ на 5 лет лишения свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено 8 лет лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима (см. Постановление Президиума Московского областного суда от 26.07.2017 N 370 по делу N 44у-196/2017 <5>).

Как показывает практика последних лет, суды почему-то склонны останавливаться именно на сроках 7 — 8 и до 10 лет при назначении наказаний по совокупности 159 и 163 статей УК РФ (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 03.03.2020 по делу N 102997/2020 <6>; Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2019 по делу N 10-2734/2019 <7>; Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 10.03.2020 по делу N 22-476/2020 <8>).

А как разрешить ситуацию появления законного соседа в квартире в гражданском процессе?

Спрогнозировать итог расследования уголовных дел в России, как известно, невозможно. То дело может успешно «пробуксовывать» много лет, и виновные все никак не находят своего наказания вплоть до истечения всяких сроков исковой давности. А то явно бесперспективное дело по «мертвой» статье может обернуться для неугодного вполне ощутимым сроком заключения (пребывание в СИЗО также учитывается). Так если следствие стоит на месте, можно ли как-то приструнить собственника 1/64 доли в квартире? Как показывает теория и практика, можно. Однако при этом должны совпасть все составляющие для достижения цели. И, главное (!) — рейдер не должен планировать жить на занятом квадратном метре, а всячески стремиться продать свой метр сособственникам по квартире.

Можно выплатить стоимость доли, признав ее малозначительной

Все же есть в законе положения, с помощью которых стороннего соседа с 1/64 доли (или иной другой малозначительной) можно лишить права собственности. Можно через суд попытаться признать его долю малозначительной и выплатить ему за нее компенсацию по рыночной стоимости.

Согласно ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними (п. 1). Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (п. 2). При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности (п. 3). Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании настоящей статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. Выплата участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена, и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию (п. 4). С получением компенсации в соответствии с настоящей статьей собственник утрачивает право на долю в общем имуществе (п. 5).

Из содержания приведенных положений ст. 252 ГК РФ следует, что участникам долевой собственности принадлежит право путем достижения соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них произвести между собой раздел общего имущества или выдел доли, а в случае недостижения такого соглашения — обратиться в суд за разрешением возникшего спора.

Таким образом, действие положений п. 4 ст. 252 ГК РФ распространяется как на требования выделяющегося собственника, так и на требования остальных участников общей долевой собственности.

Закрепляя в п. 4 ст. 252 ГК РФ возможность принудительной выплаты участнику долевой собственности денежной компенсации за его долю, а следовательно, и утраты им права на долю в общем имуществе, законодатель исходил из исключительности таких случаев, их допустимости только при конкретных обстоятельствах и лишь в тех пределах, в каких это необходимо для восстановления нарушенных прав и законных интересов других участников долевой собственности.

Учтите, что применение абз. 2 п. 4 ст. 252 ГК РФ возможно лишь в отношении участника, заявившего требование о выделе своей доли и только в случаях одновременного наличия всех перечисленных законодателем условий, а именно:

  • доля сособственника незначительна;
  • в натуре ее выделить нельзя;
  • сособственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества.

Актуальной практике известны случаи успешного выселения нежелательного долевого сособственника квартиры.

Пример из практики. В четырехкомнатной квартире после 9,5 лет тюрьмы поселился родственник, владеющий 1/5 от 82 квадратных метров жилья. Стал пить, бить, скандалить, водить друзей и вообще «красиво зажил», учитывая, что из четырех сособственников трое вынуждены были уехать из квартиры и снять отдельное жилье, и освободившемуся из МЛС гражданину практически досталась вся площадь квартиры и обстановка в пользование.

Конечно, добросовестным владельцам (в совокупности 4/5 долей) квартиры пришлось побороться за свои права, и не сразу неповоротливая судебная машина пошла им навстречу. Но итог все же порадовал: суд признал принадлежащую уголовнику 1/5 доли в квартире незначительной и постановил остальным сособственникам выплатить ему стоимость доли, установленной на основании отчета независимого оценщика (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 09.10.2019 по делу N 33-2137/2019 <9>).

Таким образом, надеяться на следствие и заключение под стражу квартирного мошенника, занявшего квадратный метр в вашей квартире на законном основании, конечно же, нужно. Практика показывает, что следствие все же доводит подобные дела до суда, и мошенники и вымогатели получают-таки по 7 — 10 лет лишения свободы. Правда, если удастся доказать только мошенничество (без совокупности с вымогательством), срок может оказаться пустяковым, а суровость наказания — смешной. Можно одновременно пойти и другим путем, обратившись в суд с целью признания доли мошенника малозначительной. Однако в таком случае собственникам придется мошеннику еще и выплатить стоимость его микродоли по рыночной цене. А в Москве она может оказаться очень даже дорогой.

 

Подписано в печать

15.11.2020

Документ:Статья: Как жизнь превращается в ад (Пластинина Н.) («Жилищное право», 2020, N 12) {КонсультантПлюс}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

    Заказать звонок



    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

      Я даю согласие на обработку персональных данных